8(033)69-79-003

  8(029)69-79-003

   

ВЫБИРАЕМ УГЛОШЛИФОВАЛЬНЫЕ МАШИНЫ (БОЛГАРКИ)

ВЫБИРАЕМ УГЛОШЛИФОВАЛЬНЫЕ МАШИНЫ (БОЛГАРКИ)
20 октября 2013

Первые УШМ появились в Советском Союзе в начале семидесятых годов прошлого
столетия. Произведенные в Болгарии, и имя получили по национальности - «болгарки».
Кто первым придумал это название, останется тайной, но то, что оно стало у нас
нарицательным при обозначении УШМ, - факт.

ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ «БОЛГАРКА»?
Да, для каких угодно, если вы занимаетесь ремонтом или строительством. С ее
помощью можно резать бетон, гранит, стальные трубы, кирпич и другие твердые
материалы, шлифовать любые поверхности от предварительной «грубой» зачистки до
окончательной полировки. В устройстве УШМ ось вращения рабочей поверхности диска
перпендикулярна оси вращения двигателя (находится к нему под углом), собственно,
поэтому машина и носит название углошлифовальной.

УШМ на данный момент является одним из самых распространенных
электроинструментов и порой способна заменить ножовку, газовый резак и многое
другое.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И БЫТОВЫЕ УШМ
Главное отличие профессиональных УШМ от бытовых - время непрерывной
эксплуатации. Если бытовой инструмент рассчитан в среднем на 30-40 мин работы
в день, а некоторые и того меньше, то профессиональные модели стоят на трудовой
вахте до 8 часов, соответственно, подход к разработке и изготовлению у различного
класса УШМ существенно различается, что сказывается на цене и на времени жизни
инструмента. Профессиональная техника более приспособлена для ежедневной
работы, во многих моделях предусмотрены такие технические возможности,
как запатентованные крепежные системы диска, позволяющие без каких-либо
инструментов, поменять расходку. Внутренности профессиональных моделей более
защищены от пыли, что предохраняет их механическую и электронную части. Многие
из них снабжены электронной системой поддержания постоянной частоты вращения
под нагрузкой, системами контроля температуры обмоток двигателя или его защиты
от перегрузок. Поддерживая постоянную частоту вращения, можно при увеличении
нажима на УШМ и сопротивления материала не снижая обороты двигателя, защитить
его от перегрузок.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО
Диаметр диска – от него, как от печки, «пляшет» все остальное: мощность, частота
вращения, вес, размер и даже количество рукояток. Стандартный диаметр
шлифовальных кругов 115, 125, 150, 180 и 230 мм, но самые ходовые размеры – 125 и
230 мм. Если рассматривать типовые случаи, то обычный производитель имеет в своей
программе три отправные точки: «базовая машина 125 мм», «базовая машина 150 мм»
и «базовая машина 230 мм». Вот от них-то и развивается весь модельный ряд:
небольшое изменение размера кожуха, передаточного числа редуктора и мощности
мотора порождает все бесконечное многообразие инструментов.

Частота вращения. Вообще-то должна быть привязана только к размеру диска, но на
деле приходится учитывать и требования унификации, так что строго соблюдается
только верхняя граница «привязки», то есть линейная скорость режущей кромки не
должна превышать 80 м/с. Именно в расчете на такие условия проходят испытания на
прочность распространенные в обиходе диски. Если вы пожелаете раскрутить их
быстрее, то получите выигрыш в ресурсе «расходки» и, возможно, в
производительности резки, однако никто вам не гарантирует безопасности: круг в
любой момент может разлететься на осколки. Напомним, что их начальная скорость с
учетом модернизации будет превышать 280 км/ч. Кстати, вам приходилось когда-
нибудь менять лобовое стекло автомобиля, разбитое небольшим камушком, взлетевшим
над дорогой, с которым вы встретились всего-то на 80-100 км/ч?

Если пересчитать неудобные 80 м/с в частоту вращения, то получится такой ряд: 6600

об/мин (230 мм), 8400 об/мин (180 мм), 10100 об/мин (150 мм), 12100 об/мин (125 мм)
и 13200 об/мин (115 мм). Чем ближе частота вращения шпинделя конкретной модели
подбирается к соответствующей отметке, тем лучше. Оснастка будет работать в
наиболее оптимальном режиме. Исключения составляют машины для резки камня. Они
преодолевают повышенную нагрузку, и для них важнее запас крутящего момента,
пусть и в ущерб оборотам.

Мощность УШМ обычно колеблется от 600 до 2600 Вт. Без преувеличения можно
сказать, что после диаметра диска это вторая по значимости характеристика. Чем она
больше, тем производительнее инструмент, тем дольше служат на нем абразивные
диски, тем увереннее идет работа и тем меньше нагревается мотор. Повышение
энерговооруженности неизбежно влечет за собой и повышение массы, а ведь машину
всегда приходится держать в руках (УШМ не пила или рубанок, которые опираются на
заготовку). Поэтому популярны не только самые сильные машины, но и средние и
самые легкие.

Многие производители имеют заполненный ряд по мощности, с дискретизацией чуть ли
не в 50-100 Вт. Практика показывает, что на деле разница между такими «болгарками»
почти неразличима.

Электронная система регулировки частоты вращения пригодится тем, кто
покупает «болгарку» именно для шлифования, так как позволяет оптимально
подобрать частоту вращения для аккуратной работы с поверхностью. Естественно, не
обойтись без ограничения и при полировке: при нормальной для малой или средней
УШМ частоте вращения, а это 8000-11000 об/мин, лакокрасочные материалы и составы
для их обработки начинают «гореть». Говорить в таком случае о качественной
обработке материала не приходится. Используя указанную функцию, можно подобрать
такую частоту вращения, которая позволит, к примеру, отполировать автомобиль или
отшлифовать пластик.

Обычно такой системой оснащают небольшие УШМ под круг диаметром 125 мм, что
вполне разумно: покупать мощную и тяжелую махину, чтобы в будущем искусственно
ограничивать ее мощность, мягко говоря, не логично.

Электронная система поддержания постоянной частоты вращения под
нагрузкой. Что это значит? Все очень просто: скорость вращения диска не будет
изменяться в зависимости от нажима на инструмент до тех пор, пока резерв мощности
не будет исчерпан. В подавляющем большинстве случаев эта система - атрибут
профессиональных УШМ – бытовые довольствуются простой регулировкой. Кстати,
наличие системы поддержания оборотов вовсе не подтверждает того, что они
регулируются! Многие профессиональные модели без регулировки
оснащены «стабилизацией», то есть их мощность, приводимая в инструкции, немного
занижена. Скрытый резерв будет подключаться в крайних случаях и спасать в
ситуациях, грозящих заклиниванием диска, что крайне неприятно и опасно.

Электронная система ограничения пускового тока предотвращает резкий рывок в
момент старта, тем самым обеспечивая более комфортную и безопасную работу, -
защищает двигатель и редуктор от перегрузок. Кроме того, машина, оборудованная
ограничителем пускового тока, не перегружает сеть. В зависимости от качества/уровня
модели системы ограничения пускового тока работают по-разному. Недорогие либо
долго включаются, либо не обеспечивают плавности, хорошие почти не затягивают
времени включения, но от рывка при этом избавляют.

Электронная система защиты от перегрузки. Вообще-то это название слишком
общее. Всегда надо конкретизировать, что именно имеется в виду. Существует два
основополагающих вида защиты: отключение при перегреве обмоток и отключение при
скачке электропотребления (он совпадает с пиком нагрузки на мотор). Третий случай –
когда присутствуют обе системы – комбинированный.

Чаще всего (хотя слово «часто» здесь применимо с большой натяжкой) такими опциями

комплектуют маломощные, но дорогие инструменты под 125-миллиметровый круг.
Среди поставщиков – именитые компании.

Насколько необходимы «болгарке» такие улучшения? Ответ неоднозначный. Они,
безусловно, продлевают срок службы мотору и отрезным дискам (они не любят
работы «внатяг», которую пресекает электроника), но порой весьма ощутимо снижают
производительность. Иными словами, если вы всецело поддерживаете расхожее
утверждение «тише едешь – дальше будешь», то наличие защиты вас будет только
радовать, а вот если вас во всем обуревает жажда скорости, то работа с таким
инструментом может подпортить нервную систему. На призывы «быстрее, еще
быстрее!» он отреагирует забастовкой.

Механическая система защиты от перегрузки встречается еще реже, но зато
оставляет только лишь положительное впечатление. Все дело в том, что она выдает
свое присутствие лишь в тех случаях, когда в необходимости вмешательства сомнений
уже нет. Особенно актуален ограничитель крутящего момента для УШМ, работающих с
камнем.

Тормоз диска. При выключении углошлифовальной машины диск по инерции
продолжает вращаться. Это накладывает определенные неудобства, связанные с тем,
что положить машину на пол диском вверх несколько труднее. Да и вообще
нежелательно это делать: пока мотор вращается по инерции, вентилятор продолжает
засасывать воздух, и если положить инструмент на грязный пол, он обязательно
примет внутрь хорошую дозу абразива. Это опасно также в стесненных условиях
работы.

Чтобы ограничить время, которое проходит до полной остановки, и предусмотрена
функция торможения. Она бывает «электронной», реализованной на уровне
управления мотором, который после выключения переводится в режим генерации. При
этом машина не содержит дополнительных механических систем, но мотор получает
дополнительную нагрузку. Она бывает и механической: специальная колодка тормозит
якорь.

Обе системы встречаются редко и только на очень дорогих профессиональных машинах.

Усиленная пылезащита двигателя, как таковая, не может считаться особенностью,
ведь разные производители вкладывают в эти слова разный смысл. Иными словами,
требуется уточнять, что конкретно имелось в виду. А зачем, собственно, ее усиливать?
Смысл есть: при ежедневной многочасовой работе хорошая пылезащита - это
необходимое условие для долгосрочной эксплуатации «болгарки», ведь работа у
нее «грязная». Про резку бетона мы умолчим – тот, кто видел «дымовую завесу»,
сопровождающую этот процесс, поймет, почему. Но даже резка арматуры на полу
гаража сопряжена с повышенной опасностью для мотора. Быстро вращающийся диск
расположен рядом с полом и «гонит» на него воздух, как вентилятор, «ветер»
вырывается и из прорезей системы охлаждения. Все эти потоки, подхватывая с пола
песок и окалину от резки, благополучно засасываются системой вентиляции… Такой
вот «круговорот мусора в моторе». А в чем, вы спросите, вред от него? Страдает
прежде всего якорь, а точнее, его обмотки, получая повреждения от частиц мусора,
отскакивающих от лопастей вентилятора. Кроме того, при работе абразивные частицы
мусора прямолинейно налетают на ротор, который вращается со скоростью несколько
десятков тысяч оборотов в минуту. В местах, где потоки воздуха огибают намотку, они
работают как наждак. Где уж тут устоять тонкому слою лаковой изоляции! Когда они
стерты, начинаются межвитковые замыкания; все – приехали: якорь можно списывать
в утиль.

Итак, как же его защитить? Чаще всего дополнительной модернизацией корпуса и
внутренних частей УШМ: устанавливают сетки, задерживающие крупный мусор,
наматывают поверх медных обмоток защитный бандаж, покрывают участки ротора
толстым слоем специальной эмали. Применяются и другие оригинальные решения.

Вообще говоря, одним ротором двигатель не ограничивается, есть и другие детали, и
они тоже нуждаются в защите. Например, Mikita на некоторых своих моделях
устанавливает на подшипниках редуктора кольца с лабиринтными каналами,
помогающие повысить износоустойчивость.

Корпус редуктора углошлифовальных машин чаще всего изготавливают из алюминия,
редко из пластика (на 125-миллимитровых моделях), иногда из сплава магния. Это
самый дорогой материал, но легче, прочнее, с более высокой теплопроводностью, чем
у алюминия, и идет в основном на профессиональные модели. Он облегчает
охлаждение инструмента. Встречаются пластиковые корпуса, усиленные каркасом из
магния.

Блокировка случайного повторного включения при перебоях в
электроснабжении поможет избежать многих неприятностей, например, если во
время работы отключили «свет», то при восстановлении напряжения инструмент не
включится, даже если его кнопка остается нажатой.

Кнопка фиксации шпинделя сейчас есть почти у всех углошлифовальных машин.
Требуется она при замене оснастки. С ее помощью блокируют вал, после чего
отвинчивают прижимную гайку. Таким образом, используют только один ключ для
отвинчивания гайки.

Самоотключающиеся при чрезмерном износе щетки не требуют рекламы: если в
процессе эксплуатации контакты пришли в негодность, то УШМ просто перестает
работать. Как известно, если щетки не отключатся, а сточатся до пружин, то коллектор
будет испорчен.

Есть несколько вариантов контроля износа щеток: укороченный поводок, стопор
прижимной пружины, встроенные пластиковые упоры и, наконец, система индикации,
дающая предупредительный сигнал.

Облегченный доступ к щеткам. Это значит, что на корпусе предусмотрены
специальные окна для получения свободного доступа к щеточному узлу. Другой
вариант: наружу выведены заглушки, служащие фиксатором контактов, «опция»
актуальна не столько для замены контактов, сколько для контроля их состояния.

Блокировка случайного включения. Стандартная функция почти для всех
углошлифовальных машин с двуручной компоновкой. Клавишу «пуск» нельзя нажать
до тех пор, пока не утоплена вспомогательная предохранительная кнопка.

Быстрозажимная гайка крепления диска используется вместо обычной, для
затягивания которой необходим инструмент (двухштифтовый ключ). Быстрозажимная
гайка значительно облегчает процесс замены диска, сокращает время и удобна в
использовании. Многие фирмы-производители разработали и запатентовали
собственные конструкции этой детали, но принцип действия остался без изменений:
пока навинчивание идет без усилия, она вращается как одно целое, подобно обычной.
Как только гайка достигает поверхности диска, начинает работать иная кинематика, и
вращается только верхняя часть детали (все так же легко), тем временем нижняя
двигается поступательно, прижимая диск. Из этого свойства вытекает еще одно
достоинство такой гайки: не происходит ее самозатягивания, блокирующего диск.

Система балансировки круга. Прежде всего отметим, что дисбаланс есть почти у
любого абразивного круга. Обычно для 230-миллиметрового диска он составляет 1-2
грамма, что, учитывая частоту вращения, не так уж и мало. Тряска разбивает
подшипники, сам диск, утомляет работающего. Система балансировки уравновешивает
эти колебания. Она представляет собой муфту с шариками внутри, установленную на
вал.

Приспособление на первый взгляд несложное, но практика показала его высокую
эффективность. Увы, но встречается такая доработка нечасто и только на очень

дорогих профессиональных машинах.

2- или 3-позиционное присоединение дополнительной рукоятки. Достаточно
удобная конструкция современных углошлифовальных машин, позволяющая
присоединять дополнительную рукоятку в одно из двух или трех положений для более
комфортной работы. На редких моделях «продвинутых» производителей положений
для ручки бывает больше.

3- или более позиционная поворотная основная рукоятка предназначена для
комфортной работы с инструментом. Возможность устанавливать основную рукоятку в
зависимости от производимых работ – это хорошо, но есть один недостаток, обычно
сопровождающий опцию: в месте фиксации чувствуется люфт (серьезных проблем это
не представляет, однако снижается чувство инструмента).

Нельзя сказать, что поворотная ручка характерна для дорогих или дешевых
инструментов, скорее ее «распределение по классам» случайно. В целом такая
доработка – частое явление на современных УШМ.

Виброгасящая основная рукоятка удобна при длительной работе с инструментом,
снижает вредное воздействие вибрации на организм человека. Существует два вида
крепления рукоятки к корпусу: соединение через «сайленблоки» и резиновая вставка
между корпусом и рукояткой.

За счет того, что связь упругая и не имеет ничего общего со свободным
люфтом, «разобщения» инструмента и руки не происходит и управление машиной не
осложняется. Зато тряска существенно снижается.

Переустановка защитного кожуха без использования инструментов. Во время
работы с углошлифовальной машиной приходится менять угол наклона инструмента
относительно обрабатываемой поверхности. Защитный кожух в этом случае может
ограничивать свободу доступа и обзор. Снимать защитный кожух и работать без него
опасно, диски иногда разлетаются. Для этого случая и предусмотрена функция
переустановки защитного кожуха. Рассмотрим три основных способа регулировки.

В первом случае отверткой. Ослабляется винт хомута, фиксирующего кожух, после
чего его ставят в нужное положение и винт хомута вновь затягивают. Неудобство такой
конструкции в том, что необходимо постоянно иметь под рукой дополнительный
инструмент (отвертку). За время работы не один раз приходится переустанавливать
защитный кожух, а это значительная потеря времени.

Второй вариант - хомут с «застежкой», здесь вместо винта применяют фиксатор,
ослабив который меняют положение кожуха и закрепляют его.

Третий вариант используется в основном на 125-миллиметровых моделях. Это
относительно свободный поворот без всяких хомутов, кожух переставляют очень
быстро и легко.

Выключатель с возможностью фиксации во включенном положении. Если
работа с инструментом требует продолжительного времени, держать руку на
выключателе, не имея возможности сменить хват, утомительно. В такой ситуации очень
удобно, когда кнопку «пуск» можно зафиксировать во включенном состоянии. Функция
обычна для углошлифовальных машин с диском 125 мм и ползунковым выключателем.
На больших 230-миллиметровых инструментах, напротив, встречается крайне редко,
поскольку противоречит требованиям безопасности.

Резиновые вставки на рукоятках всего лишь маленькая частица комфорта в нелегкой
работе «болгаркой», но, к сожалению, такие улучшения встречаются нечасто, особенно
среди профессиональных машин.

Вернуться к новостям
Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии